Готовимся к школе




Как развить память у ребенка



Отличным упражнением на развитие слуховой памяти ребенка является игра с парами слов. Упражнение можно выполнять,начиная с дошкольного возраста.
 Итак, запишите себе на лист 10 пар слов, связанных между собой по смыслу,
 например, стул -стол, кошка - собака, вилка - тарелка. 
Теперь следует прочитать эти слова малышу 3 раза. Обязательно выделяйте пары слов с помощью интонации, не торопитесь. Через небольшой отрезок времени называйте ребенку первые слова из пары, в то время как он должен следом за каждым вашим словом повторять его пару. 
Таким образом, тренируется кратковременная память,
 а для развития долговременной - выполните то же упражнение спустя полчаса.
Как развить тактильную память ребенка? Завяжите глаза малышу, кладите в его руки разные предметы. Затем попросите его назвать предметы в том порядке, в котором он их трогал. При этом работает узнавание и запоминание.
Также рекомендуем развивать зрительную память детей
Для упражнения необходимо склеить 2 башни из коробков. В одной башне будет 3 коробка, а в другой - 4. Сначала положите пуговицу в один из коробков, а задача ребенка - назвать, в какой башне и в каком отделении находится пуговица. Далее можно будет использовать 2 пуговицы в разных башнях. Начинать выполнять упражнение можно ребенку с 3 лет.
Чтобы развить память и внимание, хорошо работать с картинками "найди отличия".
 Концентрируйтесь на деталях,шагая по улице, пытайтесь как можно быстрее находить вещи по определенному признаку, например, окна с голубыми занавесками.

 Первым и, пожалуй, самым легким упражнением является запоминание и воспроизведение зрительных образов. Ребенок должен нарисовать, тот или иной образ, например, машину. Для начала образы должны быть очень простыми, но со временем их стоит усложнять деталями. То есть если в первое время ребенок должен был нарисовать мальчика, то через некоторое время попросите его изобразить уже веселого мальчика и т.д. После этого можно предложить ребенку нарисовать, допустим, радость или любой другой непредметный образ. Существует несколько модификаций данного упражнения. Можно, например, дать ребенку простой рисунок на тридцать секунд, после чего попросить его воспроизвести его.

Упражнение 2. Дайте ребенку перечень слов и попросите его сгруппировать эти слова по какому-либо признаку. После этого можно предложить ему придумать историю, которая объединила бы слова каждой группы.

 Упражнение 3. Очень похоже на предыдущее. Ребенку необходимо дать пары слов, не связанных между собой по смыслу. Например, кот и кофе. Ребенок должен каким-либо образом связать эти два слова. Допустим, «кот не любит кофе» или «кот уронил баночку с кофе» и т.д.

Упражнение 4. Это упражнение рассчитано на детей пяти-шести лет. Прочитайте ребенку интересный и небольшой текст. После чего попросите его, изобразить основную мысль текста на бумаге и пересказать текст. Можно также усложнить задание и предложить ребенку еще и продолжить текст двумя-тремя предложениями.

По большому счету, все упражнения строятся по одному принципу. Ребенку необходимо развивать ассоциативное мышление, что необходимо для хорошей памяти. Всегда надо помнить, что все упражнения должны быть даны ребенку в качестве игры. Нельзя заставлять ребенка, ведь игра – дело добровольное. Если ребенку будет по-настоящему интересно, то он пойдет в школу вполне подготовленным.

5. «Каскад слов»
Заранее подготовьте список слов. Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте 2 слова, 3 слова и т.д. Ребенок обязательно должен повторять в этой же последовательности.

1) Огонь
2) Дом, молоко
3) Конь, гриб, игла
4) Петух, солнце, асфальт, тетрадь и т.д. до 10 слов в ряду

6. Ребенку дается набор картинок (до 5), с изображением различных предметов. Взрослый предлагает запомнить картинки. Затем картинки убираются, а ребенок называет, какие картинки он запомнил.

7. Предложите ребенку в течение 10 минут посмотреть на какую-нибудь иллюстрацию, затем, убрав ее, попросите рассказать, что он запомнил.

8. «Что изменилось?». Перед ребенком ставят несколько игрушек – до 10 штук. Он должен запомнить, что в каком порядке стоит. Затем ребенок отворачивается, а взрослый меняет местами несколько игрушек. Ребенок должен отгадать, что изменилось.

 9. «Запоминание слов». Приготовьте ребенку некий список не связанных между собой слов. Эти слова должны быть ребенку хорошо знакомы. Например: корзина, лето, свеча, туча, рука, стол, булка, рыба, сапог, машина. Зачитывайте слова и просите ребенка повторять за вами. Слова нужно повторять в той же последовательности, в какой зачитываете их вы. Начните с одного слова, потом прибавьте еще одно, потом еще одно и т.д. когда ребенок больше не сможет запоминать слова, начнет путаться, предложите выучить другой список.

Предлагаю вам несколько таких списков:
Бумага, суп, телевизор, книга, нога, коза, часы, окно, яблоко, матрешка.
Вода, шкаф, ножницы, мука, кошка, брат, укроп, крем, зима, юбка.
Квадрат, яйцо, ведро, ключ, мыло, гриб, лампа, конфета, заяц, мед.

10. «Спрятанное слово». В 6-7 лет словарный запас ребенка составляет порядка 16 тысяч слов. Если он уже умеет читать, то играть в эту игру ему будет намного легче. Но даже если он еще не владеет этим навыком, игра ему понравится, хотя ошибок может быть больше.

Суть игры: в самых обычных словах, которые мы используем в своей речи, ребенок должен отыскать скрытые слова. Например: «колобок» - «бок», «корабль» - «кора», «лестница» - «лес» и т.д. На первых порах ребенку понадобиться ваша помощь. Возможно, через десяток таких занятий эта игра станет любимой у вашего ребенка.

11. «Вспомни по рифме». Ко многим словам можно подобрать рифму. Например: часы – весы; шишка – мышка; ракета – планета; кошка – ложка; нога – рога; матрешка – картошка.
Теперь зачитывайте ребенку список слов, которые выступали в качестве рифмы: ложка, картошка, мышка, весы, планета, рога. А ребенок должен вспомнить слова-рифмы к ним.

12. «Запоминай и фантазируй». Придумайте ребенку небольшой рассказ. Он должен внимательно слушать и выделять главные слова. Сначала это будет немного трудно, поэтому помогайте ему. Например: «В лесу сегодня хорошо. Ласково светит солнце. На поляне растут цветы». Ключевые слова «лес, солнце, цветы». Ребенок должен их запомнить и придумать свой рассказ, используя эти слова. Например: «Я пошел в лес за грибами. Солнце ярко светило. По дороге домой я нарвал цветы для мамы».

13. «А у нас есть…». В этом упражнении должны принимать участие люди, которые живут с ребенком в одной квартире. Один из участников должен назвать то, что есть у них в квартире. Следующий повторяет это и что-то добавляет от себя. И так по кругу.

Например: мама говорит: «А у нас дома есть диван». Папа продолжает: «А у нас дома есть диван и телевизор». Бабушка добавляет: «А у нас дома есть диван, телевизор и стол», и т.д. участники высказываются по кругу.

14. «Что не так?». Ребенок в этом возрасте уже знает большинство сказок. Зачитайте ему отрывок из известной сказки, но допустите небольшие ошибки или неточности. Ребенок должен угадать, какие ошибки, и из каких сказок эти отрывки.

15. «Выложи кружки, как только что видел». Взрослый выкладывает пять кружков разного цвета диаметром 10 см в любой последовательности. Ребенок рассматривает в течение 10 секунд, запоминает. Затем круги закрываются, а ребенок должен по памяти выложить круги таким же образом.

советы психолога
1.         Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
2.         Для того, чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые в свою очередь должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными. Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!
3.         Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка.
4.         Подготовка к чтению: 6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита, но многие могут слитно читать слоги, а некоторые - и целые тексты. Несмотря на такую разную подготовку, все дети устают от процесса чтения очень быстро. Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребёнок "погримасничает" перед зеркалом, произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат.
5.         Подготовка к письму: ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.
6.         Подготовка к грамматике: ребёнок может легко выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.) В тексте он также может назвать количество предложений. Он умеет отвечать на вопросы "кто?", "что?" и сам их задавать. То есть 6-7 летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы. Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!
7.         Подготовка к математике: успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше-меньше", "старше-моложе", "горизонтально-вертикально" и т. д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.
Запомните:
При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.
Постарайтесь, чтобы достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.
Упражнения на развитие внимания, мышления, памяти:
1.         Самое первое из них - упражнение на нахождение отличий. Возьмите, например, двух игрушечных зайцев или кукол и попросите ребенка, чтобы он нашел как можно больше отличий между ними (размер, цвет, одежда). Также можно находить различия в количестве, форме, длине и ширине различных предметов. В качестве наглядного материала подойдут картинки из детских журналов или любые предметы быта.
2.         Для выполнения другого упражнения возьмите группу предметов, попросите ребенка взглянуть на них и отвернуться к стене, а сами в это время один из предметов уберите или переставьте. От ребенка требуется вычислить какие именно изменения были вами произведены.
3.         Для развития памяти великолепно подходят упражнения на описание предметов. Для этого дайте ребенку короткое время повертеть в руках какой-нибудь предмет, а потом спрячьте его. Ребенок должен описать спрятанный предмет как можно более точно.
4.         Еще одно упражнение на развитие памяти состоит в следующем. Пусть ребенок посмотрит на какую-нибудь картинку, которую вы затем спрячете среди других картинок на ту же тему. Задача ребенка - отыскать ту картинку, которую вы ему показывали первоначально.
5.         Развитию мышления отлично способствует игра "Что здесь лишнее?". Возьмите несколько картинок и попросите ребенка найти среди них ту, которая по какому либо признаку явно отличается от остальных. Таким признаком может быть цвет, форма, размер или класс (например, дикие животные и домашние животные).
6.         Наконец, для развития речи заучивайте с ребенком стихи, просите его пересказывать вам сказки, или составлять рассказы по картинкам, а самое главное - как можно больше общайтесь со своим сыном или дочерью на самые разные темы.

После этого вам останется только купить ему первоклассный портфель, и подготовку к школе можно считать завершенной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий